5 мая 2013 г.

Приятное знакомство... с балетом!

Эдгар Дега. Балерины. 1896 г.
К своему стыду признаюсь, что до недавнего времени балет мне представлялся чем-то скучным и невыносимо унылым. И всегда ассоциировался только с "Лебединым озером". В советское время "Лебединое озеро" было чуть ли не оружием пропаганды и сигналом смены политического курса - не зря же эту высокую классику показывали по телевизору в день смерти вождей.

Но как же я была неправа! И моя недавняя поездка в Питер совершенно неожиданно позволила мне познакомиться с этим видом искусства поближе.

Культурная столица на то и культурная, чтобы уже через пару часов после самолета преподнести мне неожиданное приятное знакомство с работником Мариинского театра. Этот человек, Дмитрий, оказался настоящим профессионалом, знающим все сильные и слабые стороны танцоров балета и сам балет изнутри до самых мельчайших его винтиков. Какая там баржа с трубами! Балет - вот, где настоящая техника. А для переводчика это вообще рай! Для малейшего поворота стопы или положения руки и пальцев - свой конкретный термин, естественно, на французском: tendu, jeté, pas des deux, grand écart... Я знаю, как это перевести, но совершенно не знаю, как все это выглядит... Хм, где-то в своей практике я уже с этим сталкивалась =)

И потом, сами танцоры - это одни из самых красивых и сильных людей на планете. В балете, как нигде больше, нужны выдержка и сила характера, потому что, увы, получается так, что уже в детском возрасте определяется, кто может танцевать первые роли, а кто так навсегда и останется в кордебалете. Попробуй отдаваться на сто процентов работе, зная, что никогда не будешь первым.

Балет как танец соответствует греческому идеалу, приводя в гармоническое равновесие физическую и душевную активность. История, рассказанная танцем, формирует моральный облик человека, подобно литературе, живописи и другим формам искусства. Балет может быть как классическим, так и более современным и шокирующим, и зритель любого возраста может найти в нем что-то для себя. Сохраняя верность греческому идеалу, балет в конечном счете приводит в гармоническое равновесие танцора и его зрителей.

В итоге новое знакомство привело меня в Мариинский театр на "Жизель". Самое шикарное, что первый акт я смотрела из зрительного зала, а второй - из-за кулис, прямо за сценой! Это мечта: видеть балерин на расстоянии вытянутой руки; вот они изящные и легкие, как пушинки, летают по сцене, и только за кулисами их тяжелое дыхание выдает, какой это на самом деле колоссальный труд. И тут же, за кулисами во время спектакля, они не прекращают работу над собой: растягиваются, повторяют движения рук, а потом вдруг рраз! как будто неслышный щелчок в их голове дает команду, и балерины готовы снова выбегать на сцену.

Разбор полетов сразу же после закрытия занавеса
Я была под огромным впечатлением! Такое ощущение, что я увидела балет глазами Эдгара Дега: он редко изображал балерин, танцующих на сцене; его мир был за кулисами, в танцклассе и на балетных репетициях. Он был художником танца, художником того, с каким трудом создается действо, которое потом так восхищает нас на сцене театра.

Жизель. Вилисы Монна (Юлия Касенкова), Зюльма (Надежда Гончар), Мирта (Keenan Kampa).

Комментариев нет:

Отправить комментарий