20 нояб. 2011 г.

Сахалин-1. Навигация 2011

У всех, кто в той или иной мере принимал участие в проекте Сахалин-1, сложились противоречивые мнения по поводу такого участия. Только единицам известно, сколько времени, финансов, человеческих усилий было вложено хотя бы в стадию подготовки проекта, не говоря уже о его реализации. Что можно сказать с уверенностью – для российской стороны это был неплохой опыт участия в иностранном проекте в качестве подрядчика. У компании Exxon можно многому поучиться. В первую очередь это касается безопасности, о которой я уже писала раньше. Это же относится и к организации работ, планированию, распределению усилий. 

С первого взгляда такой подход к работе кажется если не наивным, то слишком уж педантичным – невозможно предсказать весь ход событий заранее, сколько бы технологических карт ни готовилось – большая часть работ все равно ведется на грани между «безопасно» и «опасно». Многих раздражало это вечное требование Эксона провести кучу совещаний, оформить десятки разрешительных бумажек прежде, чем начать перегрузку трубы, например. То ли дело – быстренько пришвартовать баржу, проследить, чтобы на палубе не было лишних, и начать перегрузку. Ан нет! – а спасательные жилеты, а прогноз погоды на ближайшие сутки, а task plan и анализ рисков по перегрузке…Так или иначе, 90% всех работ сводятся к требованиям по безопасности.

Все эти различия во взглядах и методах ведения работ влияли и на их результат – проект идет, а трубоукладка не начинается…Причин было много, наверное, они обсуждались в центральных офисах компаний в Москве и Хьюстоне. Мы же продолжали участвовать в проекте изнутри, общаться с американцами и индусами, имеющими за спиной десятки лет опыта строительства трубопроводов, наслаждаться сахалинской природой и погодой (которая, кстати сказать, нас баловала) и гадать, сколько все-таки километров трубы мы уложим.

Если говорить сухим языком документов, то о проекте можно сказать следующее. В рамках проекта Сахалин-1 осуществляется разработка трех месторождений, расположенных на северо-востоке острова Сахалин: Чайво, Одопту и Аркутун-Даги. В реализации проекта участвует международный консорциум, состоящий из компаний «Роснефть» (Россия), «СОДЭКО» (Япония), «ОНГК Видеш Лтд.» (Индия), «ЭксонМобил» (США).

Первой фазой проекта стала разработка месторождения Чайво с помощью наземной буровой установки Ястреб; непосредственно добыча нефти и газа осуществляется с морской платформы Орлан, установленной в 2005 году.

В 2009 году началось бурение на месторождении Одопту, также с помощью модернизированной буровой установки  Ястреб.

И наконец, 2011 год, Аркутун-Даги. Пишу это и понимаю, что на моих глазах происходили очень значимые события. Разработка месторождения Аркутун-Даги будет выполняться с основания гравитационного типа (ОГТ), предусматривающего буровые окна для 26 нефтедобывающих и 14 водонагнетательных скважин. Задача трубоукладочных компаний МРТС и McDermott в этом году состояла в укладке трубопровода неразделенной продукции и трубопровода пластовой воды общей протяженностью 50 км, соединяющих морское основание с буровой площадкой Чайво. Установка ОГТ запланирована на 2012 год.


Это очень поверхностное описание проекта – каждому понятно, что когда в разработке участвуют не одна, а несколько компаний, то все становится не так просто. Плюс еще вечное противостояние русских и иностранных компаний, различия в особенностях ведения бизнеса (кстати, надо будет об этом написать поподробнее), вечно поджимающие сроки и еще много факторов, приводящих к тому, что на практике все обстоит не так гладко, как по бумажкам.

Тем не менее, на два месяца наша баржа стала одним большим ковчегом, на борту которого собрались представители нескольких национальностей – русские, американцы, индусы, японцы, украинцы, филиппинцы, голландцы, один итальянец =) Это была хорошая возможность поделиться опытом, на практике убедиться в особенностях межкультурной коммуникации, о которой нам пять лет твердили в университете. Но это, скорее, относится к работе переводчика, о которой я обязательно напишу. А возвращаясь к самому проекту…Удачный он был или неудачный – не нам решать. Не всегда ведь на всеобщее обозрение выставляются реальные цели. У каждой стороны был шанс чему-то научиться. Остается надеяться, что этот шанс не был упущен.

Комментариев нет:

Отправить комментарий